История воздухоплавания, как на воздушном, так и на газовом аэростате, насчитывает много веков и включает в себя множество таких событий, как первый полет человека, первый полет через Ла-Манш, первую катастрофу  и др.

Но мы сейчас хотим рассказать об одном интересном факте из нашей общей, воздухоплавательной жизни.

Связано это с именем нашего большого друга, великого спортсмена, конструктора, да и просто Человека с Большой буквы —  Найдорфа Михаила Аврумыча.

Его темп и образ жизни был не под силу молодым.  Количество поездок, полётов, соревнований, фестивалей, которые посетил Михаил Аврумович, кажется нереальным.  Оптимист по жизни, человек, который стоял у истоков советского воздухоплавания, профессионально разрабатывал аэростаты и дирижабли.

Но есть история, которую мы хотим поведать вам всем. Для этого необходимо вернуться в прошлое…

Если вспоминать, с чего все началось, то надо вернуться в 1957 год. Это так далеко!

Михаил Аврумыч в тот год был распределен в тогда уже существовавшее  специальное ОКБ-424, что впоследствии стало называться ДКБА. Это единственная фирма в Советском Союзе, которая тогда занималась воздухоплаванием.

Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики — единственное государственное предприятие в России по разработке и созданию многофункциональных аэростатических аппаратов нетрадиционных схем, включая дирижабли, аэростаты и системы специального назначения.

Найдорф проработал в нем до 1997 года, от техника-конструктора до ведущего конструктора по особо важным объектам авиационной техники. За это время участвовал в очень интересных работах, о которых, конечно, в стране никто и не знал.

Начинали они  с фоторазведчика.  База размещалась в эллинге. Кругом больше ничего не было — голое место, только козы паслись рядом. В эллинге висел американский фоторазведчик, и конструкторы его «драконили» — снимали с него эскизы. Аналогичный сделали достаточно быстро — это был не очень сложный аппарат.

Также Михаил Аврумыч занимался разработкой системы поддержания избыточного давления в гондоле и системой вентиляции скафандров, принимал участие в разработке аэростата «Сатурн» для «летающего» телескопа.

Но с особой гордостью он всегда рассказывал вот о чем:

— Тепловой аэростат мы сделали еще в 1961 году! Тогда о них никто и не слыхивал. А мы получили задание — и сделали такой аэростат, правда, полиэтиленовый, автоматический, который должен был летать на высоте 6-12 км и нести определенную нагрузку. Сделали, провели все испытания. Он был готов к полету, но когда проект защищался перед Государственной комиссией, ее председатель спросил: «А если аэростат сядет на колхозное поле?» Мы начали объяснять, что аэростат автоматический, при снижении до высоты 1 км топливо все сливается, горелка гаснет . «А если он сядет на крышу райкома партии?» Вот на этот вопрос ему никак нельзя было ответить. Никакие аргументы комиссию не убедили. Работу «зарубили», даже не дали выйти на заводские испытания. Если бы тот аэростат полетел, может быть, к современным тепловым аэростатам мы пришли бы гораздо раньше. Ведь тогда мы сделали высотную горелку! Не знаю, как с высотными горелками дело обстоит в мире сейчас, а мы тогда сделали высотную горелку и специальную систему подогрева баллона, чтобы на высоте подавалось топливо. Решили задачу полиэтиленовой оболочки, горелка расходовала газ очень экономно, потому что оболочка была сделана с экраном. Два 50-литровых баллона пропана обеспечивали полет более 12 часов. Все было подтверждено наземными и камерными испытаниями.

И вот спустя 28 лет, когда в стране начался бум тепловых аэростатов, меня вызвал главный конструктор и сказал: «Будешь делать тепловой аэростат».

Это было в декабре 1989 года

Кое-какие вещи без смеха вспоминать Михаил Аврумыч не  мог. Первую оболочку сшили без пропитки, наши ученые об этом просто забыли. Найдорф  пытался ее наполнить — но ведь марлю наполнить невозможно! После этого поняли, что оболочку надо чем-то покрывать. В ДКБА был хороший лавсан, покрыли его по технологии тонким резиновым слоем с серебрянкой. Ткань получилась легкая, красивая. И начали сразу делать из нее оболочку, но не с капроновыми лентами, а с лентами из СВМ, поэтому оболочка получилась очень легонькая. Михаил Аврумыч рассказывал: « Помню, в Рыльске проходила техкомиссия. Мою оболочку увидел американец Джим Винкер. Он подошел и с огромным интересом стал разглядывать ткань, попробовал ртом на герметичность и сказал: «О’кей». Он разрешил лететь на оболочке из этой ткани, хотя она не была похожа ни на нашу, ни на иностранную, ни на какую вообще. А потом мы поняли, что такое покрытие очень быстро стареет под воздействием температуры, перешли на другое, но разработкой ткани мы занимались тоже очень активно».

Так и появился тот первый опытный образец «Серебрянка»..

Время шло, проектировались новые тепловые аэростаты, отрасль переживала и сложные времена, и времена возрождения. Постепенно об этом аэростате, как и о многих других, забыли….потеряли концы….

Последний оставшийся на территории ДКБА эллинг дожил до 2001 года

Там произошел пожар, обрушилась крыша.

ДКБА в 90-х годах  практически прекратили свою деятельность, еле держались на плаву, эллинг один был снесен, второй долгое время был в плачевном состоянии.

Проходят годы, жизнь течет и меняется.

В ДКБА  сменяется руководство и принимается решение восстановления эллинга.

В начале 2022 года, на  новое руководство ДКБА выходит одна из компаний производителей аэростатов в России, с предложением использования эллинга для испытаний аэростатов.

И тут происходит ЧУДО! По — другому и назвать нельзя…

 Руководство ДКБА дает команду, чтобы очистили склады  повсеместно на всей территории и все полностью утилизировали.

Воздухоплавание так трудно возрождать! Один раз его возродили из пепла. Слава Богу,  еще остались живы старики, которые стояли у истоков воздухоплавания – есть у кого опыт перенять, спросить! Из книг всего не вычитаешь. И целую отрасль по книгам не воссоздашь. И эти старожилы вспомнили, что в одном из ангаров  многие десятилетия лежали аэростаты. Сообщили об этом и предложили  вывезти это добро, попробовать восстановить.

И среди мусора и прочего хлама авторы этой статьи нашли первую оболочку ДКБА, ту самую «Серебрянку», которую  конструировал, проектировал и испытывал Найдорф Михаил Аврумыч.

Эти шары уже считались пропавшими без следа, но наши герои их  нашли и вырвали из рук умирающей истории.

Как вы думаете, с каким чувством авторы забирали эту оболочку из ДКБА, с каким придыханием рассматривали детали, ленты, зажимы, кольца, ткань, элементы конструкции!!!

И чудо произошло!

Одним осенним днем Аэростат « Серебрянка» оторвался от земли! Понятно, что на привязи! Представляете, что испытал бы Михаил Аврумыч, если бы дожил до этого момента!

Огромное спасибо нашей Федерации воздухоплавательного спорта России, что не прошли мимо, что понимают значимость нашей общей истории, что привлекают все свои силы, средства, чтобы восстанавливать такие раритеты. И дорожат нашей историей.

Данный аэростат остается в поле зрения ФВР и будет принято решение о его дальнейшей судьбе.

Завершить это повествование хочется словами великого Михаила Найдорфа: «А пока у меня есть возможность летать на тепловом аэростате, и это  — самая большая радость в жизни!»

Радуйтесь вашим возможностям летать, друзья!

И обязательно чтите нашу историю, в частности  —  историю воздухоплавания в России!

Автор статьи: Суворина Ирина