Дорогие друзья и коллеги-воздухоплаватели!

В предновогоднем слове в этот раз мне хотелось бы поразмышлять над прошедшим четырехлетием с точки зрения развития воздухоплавания в России и о планах на ближайшие годы.

Почему речь о четырехлетии? 3 февраля 2024 года в Москве, в ДК МАИ состоится очередная отчетно-выборная конференция Федерации воздухоплавательного спорта России, на которой будет выбран на следующие 4 года новый руководящий состав федерации, включая президента.

Как же шли дела в эти годы?

К 3 февраля 2020 года в России было 167 обладателей свидетельства пилота свободного аэростата в его пластиковой версии, за 4-летие добавилось еще 171 свидетельств, коих теперь 338. То есть число легальных пилотов свободных аэростатов удвоилось.

С 3 февраля 2020 года добавилось 85 аэростатов в реестре. С одной стороны не так много, с другой сейчас более 220 аэростатов имеют действующий СЛГ, а большинство появившихся за эти годы аэростатов, как раз имеют сертификат летной годности, то есть на лицо явный качественный прирост. Да откровенно говоря, и количественный, сейчас в реестре около 505 аэростатов, набранных за 20 лет, за 4 года — +20%.

Изготовлено Российскими производителями аэростатов за четырехлетие – более 160 оболочек аэростатов, более 20 из которых ушли на экспорт.

Но что же скрывается за этими сухими цифрами? Какие регионы, города, люди, события. Итак, появились новые регионы, в которых воздухоплавания ранее не было, или не было в той легальной мере, чтобы мы знали о нем хоть что-то значимо-положительное (с востока на запад нашей Родины): Еврейская Автономная область (г.Биробиджан), Республика Саха (Якутия) (г.Якутск), Республика Хакасия (г.Абакан), Республика Алтай (с.Кош-Агач), Томская область (г.Томск), Республика Чувашия (г.Канаш), Саратовская область (г.Саратов), Костромская область (г.Кострома). Новые импульсы получили хорошо забытые на карте воздухоплавателя регионы: Республика Карелия (г.Сортавала), Вологодская область (г.Вологда), Владимирская область (г.Владимир и Суздаль), Республика Татарстан (г.Казань), Иркутская область (г.Иркутск).

Впервые прошли воздухоплавательные мероприятия, где их НИКОГДА не было: Приозерский район Ленинградской области, Республика Башкортостан (г.Уфа и Стерлитамак, район озера Банное), Краснодарский край (район Большого Сочи, парк «Солохаул»), Волгоградская область (г.Волгоград), Пермский край (с.Посад Усть-Кишертского района), Костромская область (г.Кострома), Нижегородская область (г.Арзамас), Республика Татарстан (г.Зеленодольск и г.Мамадыш), Томская область (г.Томск). Каждый фестиваль – это люди! Пилоты, члены команд, администрации городов, партнеры и спонсоры, а самое главное — зрители! Те молодые люди и девушки (а пускай и немолодые))), которые, возможно, в будущем пополнят ряды воздухоплавателей.

А Нижний Новгород?! В это четырехлетие – поистине столица воздухоплавательных мероприятий в России! По 4 мероприятия в год! Ау! Другие города, вам слабо?) В «Нижнем» в 2021 прошло одно из самых зрелищных мероприятий в истории Российского воздухоплавания «Приволжская фиеста», посвященная 800-летию города, а в 2023 над приволжским миллионником прошли международные соревнования «Кубок Содружества»!

Безусловно, основное — это работа на местах, те люди, энергичные, инициативные, по-хорошему авантюристы, которые в наше непростое время решили посвятить себя воздухоплаванию. Но обучение, консультации, помощь, практическая и методическая, простые человеческие участие и поддержка – необходимые слагаемые успешного восхождения ростков воздухоплавания в новом городе и регионе. Мои дорогие коллеги-общественники, обязательно почувствуйте гордость за свою работу, без нее не было бы столь длинных предыдущих трех абзацев! Мои уважение и благодарность всегда для вас за большой труд!

Воздухоплавательный спорт тоже вырос, да-да! У нас к моей личной большой печали теперь (временно?) нет чемпионатов мира и Европы, но в России спорт расширился. В 20-23 годах впервые прошли соревнования в Ленинградской области, г.Нижний Новгород, г.Йошкар-Ола, Русская зимняя гонка стала ожидаем и обязательным событием зимнего спортивного календаря – уникальное и единственное мероприятие такого плана в мире на тепловых аэростатах.

Традиционным и любимым стали удаленные соревнования на Кубок ФлайМонитора – в них пилоты соревнуются в одних и тех же заданиях, но в своих регионах, благодаря этим соревнованиям привлечено к спорту немало пилотов, которые ранее именно спортивными полетами не увлекались. Да и вообще немало делается для привлечение новых пилотов к спорту, в том числе с точки зрения безвозмездного предоставления материальной части на соревнования: в собственности федерации уже 3 спортивных комплекта, производители и неравнодушные владельцы аэростатов также дают свою матчасть для участия в спорте. Уверен, молодежь оценила.

Рекорды и достижения? Для верных зрителей и болельщиков они стали уже привычными, и скорее вызывает удивление, если никто из российских пилотов не планирует чего-то рекордно-уникального, будь то именно российские и мировые рекорды, или иные значимые перелеты.

Как бы ни было тяжело заниматься бюрократией в области спорта и воздухоплавания, но мы сейчас имеем на наш небольшой по численности вид спорта: 13 аккредитованных региональных федераций, 13 судей всероссийской категории, новые мастера спорта, кандидаты и разрядники – за формальной статистикой стоит большее количества труда, надо заметить куда менее благодарного, чем та же организация мероприятий, но без этого труда спорту было бы очень тяжко быть официальным и встроенным в государственную систему развития спорта в России.

За эти годы практически создана научно-методическая база нашего вида спорта, впервые издан учебник по воздухоплавательному спорту, который, дай Бог, в 2024 году переживет уже второе издание, а вслед за этим мы ожидаем и появления доктора наук в области воздухоплавания, что, наверное, эквивалентно, как минимум МСМК в понятиях спорта.

Результатом этой работы стало максимальное за всю историю развития воздухоплавательного спорта число пилотов, принявших участие в соревнованиях в 2023 году.

Вы думаете все вышесказанное — это пустое славословие? Ода самим себе? Ха-ха! Конечно, нет! Сейчас и в ближайшие годы в России – так случилось уж – уникальные возможности для роста воздухоплавательного движения, крайне интенсивно развивается внутренний туризм, огромный спрос граждан на любого рода развлечения, руководители субъектов РФ и муниципалитетов зачастую сами обращают внимание на воздухоплавание с призывом: «Даешь фестиваль через месяц!». Эти возможности нельзя терять, мы будем, по-простому говоря, коллективными дураками, если не реализуем тот потенциал, который у нас есть сейчас. Но реализовать его на самом деле все же не так просто. Многие из нас сталкиваются с кризисом кадров, не хватает пилотов, экипажей, менеджеров, волонтеров, да много кого! Мы столкнулись с дефицитом рабочей силы, как и наша Россия. Чтобы повысить возможности привлечения кадров, людей компетентных, имеющих творческий, управленческий и технический потенциалы, мы должны работать над собой, расти! На языке школьника: «красивые люди на красивых аэростатах красиво летают красивые полеты». Но так и есть! Наши полеты – зрелище, и это зрелище должно соответствовать времени! Быть ярким, привлекательным, «башню-сносящим»; вкладывайтесь в яркие аэростаты, в качественные в полном значении этого слова мероприятия, не бойтесь летать! Да-да, не бойтесь лётной профессиональной ответственности! Будьте лётными профессионалами! Каждый новый, казалось бы, рутинный полет – это не очередное «Яхрома-Теряево», а важный кирпичик, новый вклад в храм Вашего Полета, Полета Вашей жизни, Полета Вашей профессиональной лётной состоятельности. И мы – не случайные каменщики, мы – архитекторы! Архитекторы своей лётной жизни, российского воздухоплавания, а в итоге – своей собственной интересной и яркой жизни, после которой — я уверен так должен мыслить каждый – должно остаться нечто большее, чем тире между двумя датами!

Вам, кажется, что пост слишком академичный? Главное – жизненное наполнение! Поздравляю всех с наступающим Новым Годом, он обязательно принесет много доброго, вдохновляющего и удивительного, ведь наши горелки – в наших руках! Всем хороших полетов в 2024 году!

Президент ООО «ФВР» Меняйло И.Г.