осоавиахим сайтГероически погибшие  30 января 1934 года стратонавты Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин успели установить новый мировой рекорд высоты — 22 тысячи метров.

30-е годы прошлого столетия можно назвать настоящим расцветом воздухоплавания в СССР. Рекорд высоты полёта на стратостате уже принадлежал советским пилотам —  19 000 метров покорились экипажу стратостата «СССР-1».

Гигантский стратостат был построен Ленинградом — средства были собраны продажей брошюр за один день. В разработке, постройке и оснащении стратостата «ОСОАВИАХИМ-1» на последнем этапе участвовали ведущие организации  страны, такие как Центральный совет ОСОАВИАХИМа, Физико-технический институт, Главная геофизическая обсерватория, Радийный институт.

Первый зимний полёт в стратосферу  начался утром 30 января 1934 года. Стартовали с аэродрома в Кунцево. Объем стратостата составлял 24940 м³, расчетная высота полёта – 20500 метров. Достигнув рекордной   высоты, в 11:16 экипаж передал данные альтиметра, а позднее передал привет  делегатам XVII съезда ВКП(б). Связь с экипажем прервалась. Через 5 часов гондола с погибшим экипажем упала от деревни Потиж-Острог Инсарского района Мордовской автономной области. Спустя сутки, экипаж был награждён посмертно орденом В.И. Ленина.

Вот как описывает происходившее портал http://grani.ru: При спуске на высоте около 12 000 метров температуры газа и наружного воздуха практически сравнялись, вследствие чего подъёмная сила стратостата резко упала. Для спасения «Осоавиахим-1» экипажу необходимо было сбросить более 700 килограммов балласта. На борту же имелось 420 килограммов балласта, включая аварийный, но даже его экипаж сбросить не успел. К этому времени отказали практически все приборы, так как единственный питающий их аккумулятор сел. Скорость снижения составляла уже 15 м/с и продолжала расти. Гондола с увеличивающимся усилием тянула за собой шар стратостата, и на высоте полтора-два километра от земли стропы оборвались. Экипаж в течение последних десяти секунд падения находился в беспорядочно вращающейся кабине, ударяясь о корпус и приборы. Выбраться наружу и воспользоваться парашютами в таких условиях было практически невозможно, особенно с учетом того, что конструкция гондолы не предусматривала аварийного сброса крышки, открыть которую изнутри было возможно только открутив 12 фиксирующих болтов.

Портал http://ru.wikipedia.org приводит данные официального заключения комиссии по расследованию происшествия. Причиной катастрофы стратосферного аэростата стало превышение предельной безопасной высоты полёта для этого аппарата (около 20,5 км). Вследствие перегрева солнечным теплом оболочки произошёл сброс объёма газа, что затем сказалось на скорости спуска. Снижение происходило слишком быстро, скорость падения стала критической, и на высоте около 2 км произошёл отрыв гондолы от баллона. Дополнительными факторами, повлиявшими на исход полёта, были слабое крепление гондолы, запутывание клапанной верёвки и сложные условия полёта. Комиссия также установила, что удар гондолы «Осоавиахим-1» о землю произошёл в 16 часов 23 минуты.

Уникальная хроника собрана в фильме «Стратонавты: Гибель Воздушного Титаника»  (ВГТРК), который  можно посмотреть по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=tp-ejeB4pK8 .

осоавиахим