Начиная с ноября 2016 года и до настоящего времени юридические и физические лица, владельцы воздушных судов – свободных (тепловых) аэростатов, а также организации, оказывающие услуги посредников по продаже полетов, получили и продолжают получать письма из Транспортных Прокуратур по ряду регионов РФ (Москва, Хабаровский и Пермский Края, Республики Марий Эл, Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Нижегородская, Московская, Тульская, Белгородская области).
Суть этих писем следующая: со ссылкой на проведение проверки исполнения законодательства в области обеспечения безопасности полетов эксплуатантами авиации общего назначения (АОН) и частными владельцами воздушных судов и мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, на которых предлагаются услуги по продаже сертификатов на осуществление полетов, помимо летно-технической документации запрашивается информация об основаниях размещения на сайте данных предложений. В том числе запрашивается порядок предоставления услуг, наличие лицензии на осуществление воздушных коммерческих перевозок и сертификата эксплуатанта. Кроме того, для дачи объяснений вызываются представители организаций.

Таким образом, органы Транспортной Прокуратуры связывают ведение деятельности по выполнению учебных, демонстрационных, ознакомительных и экскурсионных полетов на тепловых аэростатах с наличием лицензии на осуществление коммерческих воздушных перевозок и сертификата эксплуатанта.

Федерация воздухоплавания России считает, что воздушное законодательство РФ исчерпывающим образом определяет место свободного (теплового) аэростата как воздушного судна в правовом поле и определяет права и обязанности их эксплуатантов (владельцев).

В соответствии со статьей 20 ВК РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Данное деление осуществляется с учетом целей, для которых используется конкретное воздушное судно.

Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (ч.1 ст. 21 ВК РФ).

Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации (ч.2 ст. 21 ВК РФ).

Согласно ч.3 ст. 21 ВК РФ Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Ст. 100 ВК РФ определяет, что для возникновения правоотношений при осуществлении воздушной перевозки необходимо обязательное наличие двух сторон — Перевозчика и Пассажира, между которыми должен быть заключен договор воздушной перевозки пассажира или договор фрахтования воздушного судна.

Учитывая ч.1 ст.103, ч.1 и ч.2 ст.105 ВК РФ, Постановление КС РФ от 20.12.2011 N 29-П, ст. 789 ГК РФ во взаимосвязи с п.п.1, 2 и 3 ст.426 ГК РФ, п.2 ст.790 ГК РФ, обязательными условиями признания тех или иных услуг деятельностью по осуществлению коммерческих воздушных перевозок пассажиров являются перевозка транспортом общего пользования, публичный характер договорных отношений, оказание услуги на определенных стандартных условиях, в том числе за плату, определенную на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. При этом факт заключения договора коммерческой воздушной перевозки должен быть подтвержден соответствующим перевозочным документом.

Только при наличии доказанных указанных выше признаков деятельность авиапредприятия может быть отнесена к коммерческой гражданской авиации. Довод проверяющих об отнесении к коммерческой гражданской авиации организаций, оказывающих любые услуги за плату, отклоняется, поскольку критерий платности не является единственным при решении данного вопроса.

Приказом ФАС России от 18.03.1998 N74 утверждена классификация авиаперевозчиков (авиакомпаний) и авиапредприятий, в соответствии с которой эксплуатантами авиации общего назначения являются эксплуатанты, осуществляющие полеты в спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целях. Тот факт, что такая разновидность полетов предусмотрена и осуществляется, подтверждается положениями п.13 ст.13 ВК РФ (проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий). Таким образом, деятельность по осуществлению полетов в учебных, ознакомительных, демонстрационных и экскурсионных целях свидетельствует об осуществлении деятельности авиации общего назначения.

Закрытый перечень авиационных работ, установленный п.6.2. гл. VI Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 не содержит такой вид работ как полеты с учебной, ознакомительной, демонстрационной или экскурсионной целью.

Таким образом, деятельность по использованию воздушного судна – свободного (теплового) аэростата с целью осуществления на возмездной основе учебных, демонстрационных, экскурсионных, ознакомительных и других полетов, отличных по своей сути от воздушной перевозки, при условии заключении с заказчиком полета договора, отличного по своей сути от договора воздушной перевозки пассажира, не попадает под действие п.п.22, п.1, статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а воздушное судно может быть отнесено к авиации общего назначения.

Кроме того, ч.4 ст. 61 ВК РФ установлено, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Согласно ч.2 ст. 32 ВК РФ воздушные суда максимальная взлетная масса которых составляет менее 5700 килограммов (для справки, тепловой аэростат с объемом оболочки 21 200 м3 имеет МВМ 5 100 кг) классифицируются как легкое воздушное судно.

Одновременно стоит отметить, что согласно статье 33 ВК РФ  воздушные суда подлежат государственной регистрации, согласно статье 34 ВК РФ государственный и регистрационный опознавательные знаки должны быть нанесены на воздушное судно и  согласно статье 36 ВК РФ  допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

Статья 67 ВК РФ определяет перечень документации, который должен быть на борту теплового аэростата, а именно:

  1. Судовые документы:
  • свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации;
  • сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности;
  • бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких и беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно);
  • разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;
  1. Соответствующие документы на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна.

Основными целями и задачами общероссийской общественной организации «Федерация воздухоплавания России» являются развитие воздухоплавания в России и создание условий для обеспечения безопасности полетов аэростатических воздушных судов.