ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРЕЛЕТ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ НА ТЕПЛОВОМ ВОЗДУШНОМ ШАРЕ, или РЕКОРД ПОД СЕВЕРНЫМ СИЯНИЕМ

24-26 марта 2023 года был совершен рекордный полет – трансконтинентальный беспосадочный перелет за полярным кругом.
Шеф-пилот клуба «Аэровальс», президент Федерации воздухоплавательного спорта Иван Меняйло и известный российский путешественник и воздухоплаватель Федор Конюхов на аэростате «ФосАгро» стартовали в 5.15 мск 24 марта из Кировска (Мурманская область), приземлились в 3.24 мск на взлетно-посадочной полосе аэродрома Хатанга (Красноярский край) на 72-м градусе северной широты.
Преодолено расстояние в 2540 км**, что на 174 км больше предыдущего мирового рекорда 1994 года японского пилота Мичио Канда, установленного в Австралии.
Российские воздухоплаватели в этом перелете установили также такие достижения:
– впервые полет на тепловом аэростате с открытой корзиной прошел над акваторией морей Северного ледовитого океана – Баренцева и Карского;
– выполнен самый продолжительный полет на тепловом аэростате за Полярным кругом – всю рекордную дистанцию полёт проходил в коридоре 67-70 градусов северной широты.

Была получена поздравительная телеграмма для Федора Конюхова и Ивана Меняйло от президента Российской Федерации  Владимира Владимировича Путина.
Достижение пилотов занесено в Книгу рекордов России.

Рекордный перелет был посвящен 20-летию всероссийского движения «Детям России – образование, здоровье и духовность – ДРОЗД». Это ключевой социальный проект компании «ФосАгро», генерального партнера экспедиции.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

  • Дальность пути – 2540 км.
  • Продолжительность полета – 45 часов.
  • Самый большой в истории отечественного воздухоплавания тепловой аэростат – 12.000 кубических метров.
  • Максимальная высота полета – 5.820 метров.
  • Максимальная скорость – 109 км в час.

О МАРШРУТЕ ПЕРЕЛЕТА

Первоначально планировалось, что маршрут огромного аэростата «ФосАгро» пройдет из Кировска (Мурманская область) в Череповец (Вологодская область) в направлении Балакова (Саратовская область). В этих городах находятся предприятия «ФосАгро» по выпуску минеральных удобрений.

Но последующие исследования показали, что такой маршрут претворить в жизнь практически невозможно из-за действующего в северных широтах ветра.

Для старта был выбран Кировск Мурманской области.

«Территория России вытянута с запада на восток. Кировск – одна из самых западных и северных точек, что дает возможность пролететь большую часть страны, – объяснял Иван Меняйло. – У нас именно такой перенос воздушных масс: с запада на восток дует ветер. Это способствует в установлении таких рекордов. Маршрут специально выстраивался именно так».

Дата старта изначально планировалась в конце марта – начале апреля. Но ветрам не прикажешь подождать, сложилась удачная метеорологическая обстановка, открылось погодное окно. Следующего шанса установить рекорд могло и не быть. Стартовали 24 марта.

«Шар летит лишь туда, куда дует ветер. Можно что-то спрогнозировать, но ничего точного сказать нельзя. Полет прошел несколько севернее, чем мы планировали, поэтому большую часть мы были над океаном. Это морально немножко напрягало. А когда вылетели на сушу, все было в рабочем формате. Мы планировали финиш в южной части Красноярского края, получилось – в северной, в Хатанге. В воздухоплавании обычно многое, если не все, зависит только от природы», – объяснял после возвращения из экспедиции Иван Меняйло.

Хатанга расположена на полуострове Таймыр, в 600 км от Норильска. Добраться сюда можно морем или самолетом из Красноярска и Норильска. И вот теперь на аэростате.

В результате маршрут получился таким. Шар «ФосАгро» на высоте от трех до шести километров прошел через воздушное пространство Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Красноярского края.

КАК ПРОШЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРЕЛЕТ

Полет не стал легкой прогулкой. Несмотря на специально пошитую для экипажа одежду, будущие рекордсмены, находясь в замкнутом пространстве корзины, чувствовали на себе пронизывающий арктический холод. А высотный ветер в моменте разгонял воздушный шар до скорости 109 км/ч. Из-за разреженного воздуха с 15:00 первого дня полета пилоты были вынуждены использовать кислородные маски, что, впрочем, было запланировано.

О МОРСКОЙ ЧАСТИ ПУТИ

По воспоминаниям пилотов, самое сложное в перелете – лететь над океаном.

«Когда летишь на шарике над землей, всегда знаешь, что можно приземлиться, а когда над холодным океаном, если что-то пойдет не так, ничего не получится. Плюс не бывает полета без каких-то больших или меньших трудностей или неисправностей. У нас они тоже были над океаном, – рассказывал Иван Меняйло. – Это недостаток кислорода на большой высоте. Постоянно приходилось бороться с отключающимися газовыми горелками».

К ночи на 25 марта аэростат преодолел большие и опасные отрезки над открытым морем.

«Мы пролетели над тремя северными морями – Белым, Баренцевым и Карским. Волнительно было немного. Ведь погасни горелки – очень быстро бы упали. Ни гидрокостюмов, ни плота мы не взяли – боролись за каждый килограмм. Решили, что лучше прихватить несколько дополнительных газовых баллонов. Да и смысла особого не видели в гидрокостюмах: какая разница, продержишься ты на воде 15 минут или час. Помощь все равно не успела бы прийти… Да, опасно, но положились на Господа…», – вспоминал Федор Конюхов.

Ночь на 25 марта была очень холодной. Лютый мороз. На каждом пилоте по два комбинезона, и они не спасали.

После первых суток полета пилоты сообщали, что работа в корзине шла «в режиме нон-стоп», возможности подкрепиться горячей пищей не было.

О МОРОЗЕ, ХОЛОДЕ

Неслучайно для полета было выбрано и холодное время года.
«Чем холоднее, тем лучше», – говорил Федор Конюхов.

Иван Меняйло подтверждал: чем ниже температура за бортом, тем больше шар может поднять, а это топливо, общий вес которого – почти 4,5 тонны.

Из Мурманской области стартовали в – 25, в Хатанге финишировали при – 15, а температура воздуха за бортом, на высоте, порой достигала –50 градусов.

«Такого лютого мороза не испытывал даже на Северном полюсе. Я пальцы не чувствовал! – рассказывал Федор Конюхов. – На мне был комбинезон, в котором  на Эверест ходил. Но на горе ты все время двигаешься. А тут на одном месте – корзина 2 на 2 метра. Вода замерзла. Еда замерзла.

Вот так терпели холод, голод и жажду почти двое суток. Что поделать, терпение – добродетель полярника».

«На второй день оболочка покрылась конденсатом, и он в виде снега и льда начал сыпаться прямо в корзину. Представьте самый сильный снегопад в вашей жизни: вот такой мы и испытали локально», – вспоминал Меняйло.

Снять моменты полета тоже практически не получилось, техника почти мгновенно отключалась. Ноутбук, необходимый для полета, Иван Меняйло согревал на себе. А снимать было что – начало экспедиции сопровождало северное сияние.

«Сначала мы поднялись невысоко – внизу лоси, куропатки. Когда вошли в тундру, там до горизонта никого нет, но видны точки – это стойбища оленеводов, – поделился Федор Конюхов. – Арктика чистая, красивая».

ВТОРЫЕ СУТКИ ПОЛЕТА

В конце второго дня экспедиции при подлете к Норильску экипаж должен был принять важное решение: завершить ее досрочно, найдя подходящее место для посадки, пока это было возможно, либо лететь дальше – преодолеть масштабное плато Путорана и найти безопасную площадку для приземления к востоку плато.

Поскольку аэростат не вызывал нареканий, Конюхов и Меняйло решили продолжать экспедицию.

Вечером жители Норильска наблюдали, как большой синий шар проплыл над окраиной города и растворился в темнеющем небе…

Плато Путорана – протяженный и сильно расчлененный горный массив. Полет в этом районе сопряжен с большими сложностями метеорологического характера. Кроме того, случись что, посадить аэростат в горах стало бы колоссальной проблемой, а помощи пришлось бы ждать долго…

Ночь над плато Путорана выдалась сложной. Уже было тяжело с кислородом, все устали. Над плато Путорана, где была турбулентность, связанная с тем, что это горный массив, приходилось бороться с воздушными потоками и обледенением: топливо почти выработано, температура в оболочке была близка к точке росы, и на стенках оболочки постоянно конденсировалась влага.

«Когда летели над плато Путорана, у нас почти не осталось кислорода. Спуститься на высоту, где можно дышать, чревато катастрофой – там много гор, сильно болтает на ветру, – рассказывал Федор Конюхов. – Если подняться на 5000 и выше, не хватает кислорода. Дышали по очереди: сначала Ваня, следом я».

Иван Меняйло отмечал: «Больше всего боялся услышать тишину. Потому что это значит, что горелки потухли… Но мы справились. Вместе».

О СТРАХЕ

«Да, порой на пути этом мы испытывали страх. Но страха не надо бояться. Его надо переживать так же, как и другие чувства – любовь, боль… Только тогда ты понимаешь, что живой. Надо уметь преодолевать страх. Надо выкарабкиваться из трудных ситуаций», – уверен Федор Конюхов.

«Перед каждым таким полетом я ощущаю страх, как и любой нормальный человек, потому что не боятся либо глупые, либо сумасшедшие, – считает Иван Меняйло. – А дальше начинается работа. И эта большая работа всегда делится на маленькие-маленькие элементы, которые надо сделать нормально, и тогда что-то получится, а если думать только о финише, то сделаешь какой-то прокол в мелочах, и финиша просто не будет».

О ПРИЗЕМЛЕНИИ

К трем утра по мск (по местному времени к 7 утра) 26 марта 2023 года плато Путорана осталось позади, и экипаж сумел совершить посадку на аэродроме Хатанга, крупнейшем в Арктике.

Как рассказывал Александр Буранцев, «в радиусе сотни километров не было других населенных пунктов. Обычно посадка происходит в полях, но в зимних полетах Иван этого не любит, и всегда выбирает расчищенные от снега участки. Чтобы сесть на полосу аэродрома, они спускались с четырех километров на недогруженном, можно сказать, полусдутом шаре. Во время спуска они проходили инверсионные слои, в которых возможен сдвиг ветра – смена направления на коротком участке. При этом нередко происходит турбулентность, которая может «сжать» шар, как следствие, он может потерять свою грузоподъемность вплоть до схлопывания. А недогруженный 12-тысячный аэростат и подавно. Турбулентность безопасно проходить в

«надутом» состоянии. В таких условиях спуск на достаточно приличной скорости, чтобы попасть в специально расчищенную полосу аэродрома – высочайший уровень мастерства».

«Финиш на взлетно-посадочную полосу аэродрома в Хатанге – это чудо и искусство Ивана, просто ювелирная работа. Опасался, что мы можем сесть где-нибудь в тундре, тайге, и тогда пришлось бы объявлять спасательную операцию. Я был готов – взял с собой спички, разжег бы костер, накормил нас. Так бы у костерка и ждали, пока прилетят вертолётчики», – рассказывал Федор Конюхов.

«Посадка на аэродроме сильно облегчила доказательство рекорда: координаты известны, свидетели есть. Ведь официальная группа фиксации к нам не смогла добраться», – уверен Иван Меняйло.

Как отмечал по окончании воздушного путешествия Федор Конюхов, в борьбе с трудностями были и союзники: «Мы летели не вдвоем, а втроем. С нами был Николай Чудотворец. Он сильно помогал нам во время полета».

НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ ПОЛЕТА

О ШАРЕ «ФОСАГРО»

Специально для трансконтинентальной экспедиции по заказу компании «ФосАгро» на ЗАО НПП «Русбал» был изготовлен самый большой в истории отечественного воздухоплавания тепловой аэростат – 12.000 кубических метров, класс AX-12.

Управлением этим аэростатом сложнее, чем стандартным.

Вес оболочки более 290 кг, а высота около 32 метров, что почти в три раза больше, чем типовая трехтысячная оболочка.

Высота конструкции вместе с корзиной – 36 м. Это почти 12-этажный дом!

Общий вес на старте – около пяти тонн.

О ГОНДОЛЕ

Для рекордного полета была сконструирована специальная гондола. Ради снижения веса гондолу собрали из легких алюминиевых труб, избавившись от всего лишнего – оставили только решетчатый каркас, а пол сделали из влагостойкой фанеры. На нее положили слой плотного пенопласта, чтобы меньше мерзли ноги, а в случае вынужденной посадки на воду гондола сохраняла бы плавучесть.

Две трети гондолы заняли баллоны с газом. Для экипажа остался пятачок метр на метр, на нем едва хватало места, чтобы стоять вдвоем. Сверху на баллоны тоже положили листы пенопласта: на один наклеили козырьки для приборов, чтобы на солнце не слепли экраны, а на другом листе оставили спальное место для свободного от вахты пилота, вот воспользоваться им полноценно не удалось.

Вес корзины получился больше 100 килограммов.

Перед полетом гондолу накрыли для тепла прозрачным пластиковым пологом

О БАЛОННАХ

Для полета надо подготовить 80 баллонов по 75 литров  каждый. Общий вес 4200 кг. Снаружи были прикреплены 65 баллонов, внутри корзины – 15 баллонов.

Во время полета отработанные баллоны пилоты сбрасывали вниз.

Группа сопровождения шара собирала эти баллоны.

Во-первых, чтобы не загрязнять окружающую среду, во-вторых, баллоны дорогие, многоразовые, пригодятся для других воздухоплавательных экспедиций.

На каждом отработанном баллоне была наклейка с таким текстом: кто нашел баллон – тот молодец! И адрес, куда вернуть баллон.

Проект был международный, многие баллоны – армянские.

ЧТО БЫЛО В КОРЗИНЕ АЭРОСТАТА. О СВЯЗИ

«Что взяли с собой? Это очень длинный список, – говорил позже Иван Меняйло. – Самое важное – взять с собой голову и «чуйку».

В корзине было много приборов, в том числе дублирующих, чтобы можно было все починить: навигационная линейка, бумажная карта, компас, радиостанция, транспондер.

Было два спутниковых телефона с наушниками,

трекер, он в автоматическом режиме передавал в штаб координаты – на старте каждые 5 минут, потом каждые 20 минут.

Помимо штатных аккумуляторов, были солнечные батареи.

Пилоты были обеспечены голосовой связью, возможностью передавать текстовые сообщения.

Правда, из-за климатических условий спутниковая связь периодами прерывалась.

О ЕДЕ, ВОДЕ И ОТДЫХЕ

В корзине было немного еды. «В качестве питания мы взяли сублимированные, высушенные продукты, которые берут альпинисты в горы, – рассказывал Конюхов. – Воды из расчета по два литра в день на человека. Думали, если замерзнет, бутылки разрезали бы, бросили лед в кастрюлю и подогрели».

В реале кухонная печка не разжигалась из-за нехватки кислорода. Бутылки с водой прятали за пазухой… Потом замерзла вся вода, в том числе и в термосе.

«В таких полетах, честно говоря, – отмечал Меняйло, – есть не очень хочется. Не спим и не едим почти».

На вопрос об отдыхе в полете Иван признался, что засыпать было страшно. Работы на борту очень много, нужно держать все под контролем, в основном удавалось просто закрыть глаза минут на десять, а по-настоящему он заснул только на полчаса за весь полет.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ РЕКОРДЫ

«Мы знакомы с Федором с 2014 года, когда он заинтересовался воздухоплаванием. Конюхов и его сын Оскар обратились к нам в учебный центр «Аэровальс», чтобы пройти обучение на пилота. Я был инструктором у Федора, и с тех пор мы общаемся и дружим, – рассказывал Иван Меняйло. – Федор прошел обучение, получил свидетельство пилота и, начиная с 2015 года, мы устанавливаем рекорды».

Это была судьбоносная встреча в истории клуба «Аэровальс». Знакомство с Федором Филипповичем Конюховом открыло нам новые горизонты.

С момента той встречи у Меняйло и Конюхова три мировых рекорда (последний на утверждении ФАИ). Федор и Иван не только вписали свои имена в историю воздухоплавания, но и подняли рейтинг России на мировой воздухоплавательной арене.

Кроме прочего, такие достижения рождают желание и зажигают искры на новые свершения у других пилотов.

«Рекорд по дальности никто не мог побить! Это очень сложно. Японец Мичио Канда, мой друг, царство небесное, погиб в 2008 году (пропал над Тихим океаном на шаре – В.Т.). Думаю, что он там радуется, что мы его любим, вспоминаем, и этот рекорд наконец-то преодолели», – говорит Конюхов.

Конюхов и Меняйло были в небе 45 часов без остановок и дозаправок. Напомним, они установили мировое достижение по дальности ** – преодолели расстояние в 2540 км, что на 174 км больше предыдущего мирового рекорда.

Согласно Спортивному кодексу Международной авиационной федерации (FAI) для рекорда дальности разница между двумя последующими рекордами должна составлять 1%, или 1000 метров, в зависимости от того, что меньше. Нужный результат был достигнут с превышением.

Мировой рекорд по продолжительности – 55 часов лёта, он состоялся в феврале 2017 года. В марте 2023 года Конюхов и Меняйло не побили это свое достижение, как планировали, но оно принадлежит им.

«Такие полеты – это развитие воздухоплавания в России. Чтобы знали, что мы есть, что мы – сильные, что мы можем добиваться высоких результатов на российском и международном уровнях, – считает Меняйло.

Кроме того, «…каждый полет позволяет увидеть и почувствовать красоту нашей страны. Вот и в этом полете. Слева – северное сияние, справа – северное сияние. Сложно и трудно все далось, но красота этого стоит».

Кстати,  больше всего пилотам запомнились не лютый мороз и кислородное голодание, а всполохи северного сияния, которое они наблюдали, находясь в свободном полете на высоте пяти километров, и место встречи двух стихий, граница берега и моря – очень красиво и волнительно.

Всякий рекорд, достижение – это преодоление человеческих возможностей, выработка духа победителей. Рекордный полет, который проходил за полярным кругом, продемонстрировал силу русского характера и спортивное упорство пилотов Федора Конюхова и Ивана Меняйло, всей команды. Нашей молодежи есть на кого равняться!

БЛАГОДАРЯ СОВМЕСТНЫМ УСИЛИЯМ

Такие грандиозные проекты могут быть осуществлены благодаря совместным усилиям большого количества людей, компаний, организаций.

ПАО «ФОСАГРО» – ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ЭКСПЕДИЦИИ

Любой рекорд требует огромных финансовых затрат. Огромное спасибо за поддержку отечественного воздухоплавания ПАО «ФосАгро» – генерального партнера экспедиции.

По заказу ПАО «ФосАгро» российской компанией НПП «РУСБАЛ» были изготовлены оболочка уникального воздушного шара объемом 12 тыс. кубометров, самого большого в нашей стране.

Внимание «ФосАгро» к полету было во всем. К примеру, такой отличной стартовой площадки, как в Кировске, не было ни разу за все рекордные полеты Меняйло с Конюховым.

В РЕАЛИЗАЦИЮ УНИКАЛЬНОГО ПРОЕКТА БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ:

Всероссийский проект «ДРОЗД» – официальный партнер экспедиции;
ППК «РЭО» – экологический партнер экспедиции;
фонд «Сила Нации» – официальный партнер экспедиции;
РИА Новости – генеральный информационный партнер экспедиции;
телеканал «АвтоПлюс» – официальный информационный партнер экспедиции;
журнал «Discovery» – официальный информационный партнер экспедиции;
центр «Фобос» – официальный информационный партнер экспедиции;
Scanndi – официальный поставщик курток для команды;
RedFox – официальный поставщик экипировки для команды;
Iridium − официальная спутниковая связь экспедиции;
Иридиум360˚ РокСТАР – официальный спутниковый трекер экспедиции;
WATTS Battery (при поддержке VirtusTec) – официальный поставщик бортовых источников питания;
Feel Right – официальный поставщик спортивного питания;
АОПА-РОССИЯ – официальный информационный партнер экспедиции.
Безопасность перелета была на контроле МЧС России, Росавиации и Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ.

ЭКСПЕДИЦИЯ ПРОШЛА УСПЕШНО благодаря опыту пилотов, надежности самой конструкции аэростата, оборудования для навигации и связи (все – российского производства), а также работе технической команды, обеспечившей подготовку к экспедиции и следившей за ней с земли.

В подготовке и проведении полета участвовали клуб «Аэровальс», Федерации воздухоплавательного спорта России, экспедиционный штаб Федора Конюхова.

Пилотам помогала большая команда аэровальсовцев: Антон Морев, Игорь Васьков, Михаилы Суворины (отец и сын), Владимир Крылов, Сергей Баженов, а также вице-президент ФВР, председатель Нижегородской федерации  воздухоплавательного спорта, руководитель клуба «SharNN» Георгий Зименко, метеоролог-воздухоплаватель, пилот из Рязанской области Александр Буранцев и др.

За перемещением аэростата круглосуточно следили в центре управления полетом (руководитель Оскар Конюхов). Специалисты через спутниковую связь поддерживали связь с пилотами, корректировали маршрут перелета, передавали прогнозы погоды, предупреждали об опасных метеоявлениях, о том, как будет меняться направление ветра на разных высотах, и др.

РЕГИСТРИРОВАЛ ВСЕ СОБЫТИЯ ПЕРЕЛЕТА спортивный комиссар Международной федерации авиационного спорта Наири Барсегян. Он зафиксировал старт полета, опломбировал приборы. Официальный трек рекордного полета был передан Наири после завершения перелета.

Напомним, что все рекорды официально фиксируются после ратификации FAI (Международной федерации аэронавтики).

ИНТЕРЕС К ПОЛЕТУ

Интерес к трансконтинентальному полету Федора Конюхова и Ивана Меняйло был огромным.

Как сообщали в центре управления полетом, желающих проследить путь аэростата «ФосАгро» очень много.

Число запросов в Иридиум360°, с помощью которого можно было отследить текущее местоположение и маршрут движения шара, превышало 200 в секунду.

Благодаря интернет-ресурсу flymonitor, люди со всей земли могли следить за полетом практически в режиме реального времени.

Хочется отметить живой интерес СМИ, приятно, что российским воздухоплавательным проектом заинтересовались практически все телевизионные каналы.

В ПОДДЕРЖКУ РЕКОРДА

Мировой рекорд по дальности беспосадочного полета Федор Конюхов и Иван Меняйло поставили. Аэростат приземлился в заполярной Хатанге.

Да, направление ветра компании «ФосАгро», генерального партнера экспедиции, изменить не удалось, но от идеи показать аэростат в Череповце и Балакове не отказались.

Для проекта был заказан еще один шар «ФосАгро» с объемом оболочки 3 тысячи кубометров. Его, как и большого брата, по заказу фирмы «ФосАгро» изготовили на предприятии «Русбал». Аэростат поднимает в воздух до четырех человек плюс пилот.

В марте 2023 года Федор Конюхов и команда «Аэровальса» вместе с малым шаром «ФосАгро» побывали в Череповце, в апреле того же года – в Балакове. В сентябре 2023 года они были в Волхове (Ленинградская область) на празднике в честь 20-летия Всероссийской программы «ДРОЗД».

В этих городах прошли встречи с участниками трансконтинентальной экспедиции, с пилотами «Аэровальса», которые отвечали на вопросы о шарах, полетах и т.д. Были организованы полеты на малом шаре «ФосАгро».

Получилась большая просветительская акции в поддержку не только рекорда, но и российского воздухоплавания.

ВПЕРЕДИ НОВЫЕ ВЕРШИНЫ

Пилоты намерены улучшить своё достижение.

Фёдор Конюхов сообщил: «Мы хотим пролететь под 5 000 км на новом шаре из Кировска до Чукотки. Аэростат заказан в Англии».

Иван Меняйло отметил, что «планируем пролететь северным морским путем, оставаться все время севернее Полярного круга».

** Рекорд по дальности как мировое достижение должен быть зафиксирован в установленном порядке и ратифицирован FAI (Международной федерацией аэронавтики).

ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ТЕЛЕГРАММА  для Федора Конюхова и Ивана Меняйло от Президента России Владимира Владимировича Путина

«Уважаемый Фёдор Филиппович!

Поздравляю Вас с новым мировым рекордом по дальности беспосадочного перелёта на тепловом воздушном шаре.

В суровых погодных условиях Вы с Иваном Григорьевичем Меняйло уверенно преодолели сложнейший маршрут – более двух с половиной тысяч километров над акваторией Баренцева и Карского морей. Ваша стойкость и сила духа в противостоянии штормовым арктическим ветрам восхищают, свидетельствуют о безграничных возможностях человека. И конечно, важно, что свой рекорд член Русского географического общества Фёдор Конюхов посвятил 20-летию создания Всероссийского движения «Детям России – образование, здоровье и духовность».

Убеждён: такие смелые, вдохновляющие экспедиции, как Ваш полёт, вносят значимый вклад в воспитание молодёжи, в развитие замечательных традиций первопроходцев и исследователей, которыми всегда славилась наша страна.

Хочу искренне поблагодарить всех, кто принимал участие в реализации этого масштабного, поистине уникального проекта.

Желаю здоровья и всего самого доброго.
Владимир Путин»

Автор статьи: Вероника Таран, Светлана Меняйло
Использованы материалы открытых интернет-ресурсов.