В январе 2020 года меня пригласили участвовать в перелёте через Уральские горы. Фестиваль в Башкирии «САМРАУ 2020». Решил рискнуть, поскольку нужно было ехать в январские суровые сибирские морозы при температуре ниже 35-40° и расстоянии около 2000 км. Благо, по моему первому зову, собралась отличная команда. Наш драйвер Константин Прокопьев, с большим опытом по ориентированию в любой местности. Пилот из Караганды Николай Кобзев, пилот из Улан-Удэ Вячеслав Кабашный.
Нужно было срочно ехать подходил циклон с мощным бураном. Естественно, двигаясь в машине, я заразил и Вячеслава и Константина. Они закашляли и поехали по домам в доспехах «короны». Шумиха началась только в марте, но я с супругой успел съездить в Таиланд, избавившись полностью от всех простудных симптомов.
18 августа день авиации в 1996 году.
Взлетел он в одиночку с аэродрома Иркутск, на этом аэростате и пролетел до разлива реки Селенга перед Байкалом.
Он до сих пор живёт в Иркутске, занимается авиацией, но уже на земле и с удовольствием много чего рассказал. Также о структуре воздушного пространства, о влияние метеорологических факторов над этой местностью очень много знает Качев Леонид, который живёт в Новосибирске. Я с ним тоже обсуждал эту тему. И не зря, поскольку Байкал очень имеет серьёзные проблемы с метеорологией.
Вернее, это люди имеют серьёзные проблемы, порой с суровым характером Байкала. На озере существует одни из самых сильных ветров в мире. Это САРМА Скорость сармы достигает 40 м/c, но может доходить и до 60 м/с (216 км/ч). Ветры возникают очень быстро, как и стихают, поэтому пришлось изучать все стекающие реки в Байкал. Русло реки, втекающей в Байкал место и образования ветра, к которому относится с прохладцей не приходится. Они как внезапно появляются так внезапно исчезают и поэтому для нас был это очень важный момент.
Перелёт был в ноябре 2020 года и оказался успешным. Большие проблемы оказалась с районным центром управлением воздушного движения аэропорта Улан-Удэ. На это было потрачено много времени и нервов. Всё-таки удалось добиться разрешения диспетчера, полёт осуществился.
14-го ноября перелет через Хамар-Дабан. республика Бурятия
С апреля по март мы ежедневно отслеживали погодные условия над озером Байкал. Желающих полететь было около трёх или четырёх экипажей. Условия для перелёта не подходили, в основном все планы у желающих изменились. Мы с Вячеславом были настроены на это без всяких личных проблем, то есть наша цель была поставлена и мы к этому готовились постоянно.
Будучи в Новосибирске очень много подал заявок, чтобы заявка прошла и было понимание управления между двумя центрами управления Иркутск и Улан-Удэ. Руководство зонального центра в Новосибирске, подошло с пониманием. Каждый раз, подавая заявку, я объяснял, что делаю так чтобы система, этот план полета одобрила. Были учтены все нюансы, которые присущи для этого перелёта. Были систематические обсуждения прогноза погоды с Вячеславом. Их отслеживали постоянно. Было необходимо, чтобы был устойчивый антициклон. Как севернее Байкала, так и южнее, поскольку это обязательное учловие для выполнения нашей задачи. Иначе ветра, которые присутствует на Байкале жестокие и неожиданные имели бы место, поэтому отношение к перелёту было очень серьезное.
Мы не гнушались ничем, что нам могло помочь в этом серьезном мероприятии. Возле Улан-Удэ есть Иволгинская долина, есть Иволгинский дацан и там есть одно из чудес света. Здесь покоится Даши-Доржо Итигэлов. Это отдельная история, похожая на легенду.
На Байкале люди верят в невиданную силу озера, и его дух. Это связано тоже с Иволгинским дацаном. Мы с Вячеславом, постарались попросить у духов Байкала разрешение, не стоит гнушаться ничем. Авиационные люди, люди суеверные. Я в авиации больше 30 лет. И нет ни одного авиационного воздушного борта с номером 13. Всегда надо иметь какую-то моральную поддержку, духовную поддержку, конечно от семьи от окружающих мы это имели, но и хотелось смириться с местными особенностями, традициями. Иволгинский дацан – в этом, безусловно, помог.
И вот в прогнозе примерно с 10 по 15 апреля благоприятные условия для перелёта. Устойчивый антициклон, стоявший как севернее Байкала так южнее, давал нам возможность произвести перелёт. 10 апреля я уже был в Иркутске, Вячеслав Кабашный транспортной компанией отправил свой аэростат.
Воздухоплаватели города Иркутска Олег Лаптев, Виктор Калюжный, Дмитрий Воронцов принимали самое непосредственное участие в подготовке к перелёту. Олег Лаптев нас тепло и радушно принял в своем доме, помог по многим вопросам: заправка газом, предоставил прицеп. Дмитрий Воронцов нас из Иркутска довёз до места старта. Большое Голоустное на большом и комфортном автобусе.
Ребята огромная ВАМ БЛАГОДАРНОСТЬ!!!
Подавая заявку на 11 апреля оказалось, что в районе предполагаемого старта Листвянка, оказалась запретная зона, беспилотный полет, который был там заявлен. Не отвечал ни на номер телефона ни на какие-то действия. Ранее мы подавали заявку от Листвянки с перелётом в сторону Улан-Удэ, направление ветров снизу и поверху нам позволяло выстроить такой маршрут. Есть предположение, что это было сделано умышленно и умышленно возможно из управления зоной Улан-Удэ. Но! Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Ну вот всё и совпало, к нам присоединился Стас Коровин пилот из Хабаровска. 12 апреля утром мы произвели взлет из поселка Большое Голоустное, северо-западное побережье Байкала. Это был прогноз на тот момент на высоте 2000 м.
ВЗЛЁТ.«ПОЕХАЛИ»
Перелетев Хамар-Дабанский хребет, впереди у нас было ещё Гусиное озеро.
Кабашный Вячеслав Викторович — Улан-Удэ (в середине)
Шахмиев Наиль Энзелович – Новосибирск (слева)
Коровин Станислав Владимирович – Хабаровск (справа)
После посадки я ещё долго не мог прийти в себя и не понимал, что мы сделали, осознание только пришло на следующий день. Я как военный лётчик до сих пор понимаю тех ребят летчиков, которые иной раз говорят, что я полечу с тобой и при вопросе: «Где мы приземлимся?» Мой ответ: «Я не знаю!». Такой ответ летчиков ставит в тупик. И они отказываются лететь на аэростате.
Но непосредственный командир воздушного судна был Вячеслав Викторович Кабашный. Я настоял, чтобы заявка шла от него, поскольку был его аэростат и зона в которой в дальнейшем придется работать касалась в первую очередь его перспективы. Планы по дальнейшим перелетам от озера Байкал, человек родился вырос и живёт в Улан-Удэ, с ним можно смело лететь, не опасаясь посадки в горах, это сильный и смелый человек, опытный охотник, надёжный товарищ и верный друг.
Автор: Шахмиев Наиль
Редактор: Иванов Дмитрий