Байкал глазами Шахмиева Наиля.
В январе 2020 года меня пригласили участвовать в перелёте через Уральские горы. Фестиваль в Башкирии «САМРАУ 2020». Решил рискнуть, поскольку нужно было ехать в январские суровые сибирские морозы при температуре ниже 35-40° и расстоянии около 2000 км. Благо, по моему первому зову, собралась отличная команда. Наш драйвер Константин Прокопьев, с большим опытом по ориентированию в любой местности. Пилот из Караганды Николай Кобзев, пилот из Улан-Удэ Вячеслав Кабашный.

Для нас всех это был первый опыт, который оказался очень полезным. Ну и во время этих мероприятий Вячеслав, который живёт рядом с Байкалом, предложил идею. «А не перелететь ли нам Байкал вместе с Хамар-Добанским хребтом». Идея очень понравилась и мы её поставили в план.

Кстати, когда в России было ни слухом, ни духом о COVID-19. На Банном озере в Башкирии я впервые заразился этим ОРЗ. Там на горнолыжном спуске проходил Чемпионат России, где были представители из Владивостока (в этом городе много граждан Китая). Один сильно кашлял и был сильный насморк. Ночью у меня был сухой мощный кашель. Повышенная температура, утром я пришёл в санчасть, где мне оказали помощь — огромное спасибо. Оказалось, ещё с худшими симптомами был ещё один человек в санатории, в котором мы размещались. После этого мы ринулись в дорогу.
Нужно было срочно ехать подходил циклон с мощным бураном. Естественно, двигаясь в машине, я заразил и Вячеслава и Константина. Они  закашляли и поехали по домам в доспехах «короны». Шумиха началась только в марте, но я с супругой успел съездить в Таиланд, избавившись полностью от всех простудных симптомов.
Потом вместе с Вячеславом Кабашным стали интенсивно изучать детали перелёта через Байкал. Первым кто перелетел был Леонид Александрович Аминов.

18 августа день авиации в 1996 году.
Взлетел он в одиночку с аэродрома Иркутск, на этом аэростате и пролетел до разлива реки Селенга перед Байкалом.
Он до сих пор живёт в Иркутске, занимается авиацией, но уже на земле и с удовольствием много чего рассказал. Также о структуре воздушного пространства, о влияние метеорологических факторов над этой местностью очень много знает Качев Леонид, который живёт в Новосибирске. Я с ним тоже обсуждал эту тему. И не зря, поскольку Байкал очень имеет серьёзные проблемы с метеорологией.
Вернее, это люди имеют серьёзные проблемы, порой с суровым характером Байкала. На озере существует одни из самых сильных ветров в мире. Это САРМА Скорость сармы достигает 40 м/c, но может доходить и до 60 м/с (216 км/ч). Ветры возникают очень быстро, как и стихают, поэтому пришлось изучать все стекающие реки в Байкал. Русло реки, втекающей в Байкал место и образования ветра, к которому относится с прохладцей не приходится. Они как внезапно появляются так внезапно исчезают и поэтому для нас был это очень важный момент.
Мы с Вячеславом приняли решение сначала сделать маленький перелёт, от берега озера Байкал у Селенгинска в сторону Улан-Удэ, вернее в сторону этой долины, через Хамар-Дабанский хребет. Осуществить свою мечту решили пошагово.
Перелёт был в ноябре 2020 года и оказался успешным. Большие проблемы оказалась с районным центром управлением воздушного движения аэропорта Улан-Удэ. На это было потрачено много времени и нервов. Всё-таки удалось добиться разрешения диспетчера, полёт осуществился.

14-го ноября перелет через Хамар-Дабан. республика БурятияМежду эти и следующим перелетом я летал как частный пилот.
С апреля по март мы ежедневно отслеживали погодные условия над озером Байкал. Желающих полететь было около трёх или четырёх экипажей. Условия для перелёта не подходили, в основном все планы у желающих изменились. Мы с Вячеславом были настроены на это без всяких личных проблем, то есть наша цель была поставлена и мы к этому готовились постоянно.
Будучи в Новосибирске очень много подал заявок, чтобы заявка прошла и было понимание управления между двумя центрами управления Иркутск и Улан-Удэ. Руководство зонального центра в Новосибирске, подошло с пониманием. Каждый раз, подавая заявку, я объяснял, что делаю так чтобы система, этот план полета одобрила. Были учтены все нюансы, которые присущи для этого перелёта. Были систематические обсуждения прогноза погоды с Вячеславом. Их отслеживали постоянно. Было необходимо, чтобы был устойчивый антициклон. Как севернее Байкала, так и южнее, поскольку это обязательное учловие для выполнения нашей задачи. Иначе ветра, которые присутствует на Байкале жестокие и неожиданные имели бы место, поэтому отношение к перелёту было очень серьезное.
Мы не гнушались ничем, что нам могло помочь в этом серьезном мероприятии. Возле Улан-Удэ есть Иволгинская долина, есть Иволгинский дацан и там есть одно из чудес света. Здесь покоится Даши-Доржо Итигэлов. Это отдельная история, похожая на легенду.
На Байкале люди верят в невиданную силу озера, и его дух. Это связано тоже с Иволгинским дацаном. Мы с Вячеславом, постарались попросить у духов Байкала разрешение, не стоит гнушаться ничем. Авиационные люди, люди суеверные. Я в авиации больше 30 лет. И нет ни одного авиационного воздушного борта с номером 13. Всегда надо иметь какую-то моральную поддержку, духовную поддержку, конечно от семьи от окружающих мы это имели, но и хотелось смириться с местными особенностями, традициями. Иволгинский дацан – в этом, безусловно, помог.
И вот в прогнозе примерно с 10 по 15 апреля благоприятные условия для перелёта. Устойчивый антициклон, стоявший как севернее Байкала так южнее, давал нам возможность произвести перелёт. 10 апреля я уже был в Иркутске, Вячеслав Кабашный транспортной компанией отправил свой аэростат.
Воздухоплаватели города Иркутска Олег Лаптев, Виктор Калюжный, Дмитрий Воронцов принимали самое непосредственное участие в подготовке к перелёту. Олег Лаптев нас тепло и радушно принял в своем доме, помог по многим вопросам: заправка газом, предоставил прицеп. Дмитрий Воронцов нас из Иркутска довёз до места старта. Большое Голоустное на большом и комфортном автобусе.
Ребята огромная ВАМ БЛАГОДАРНОСТЬ!!!
   Подавая заявку на 11 апреля оказалось, что в районе предполагаемого старта Листвянка, оказалась запретная зона, беспилотный полет, который был там заявлен. Не отвечал ни на номер телефона ни на какие-то действия. Ранее мы подавали заявку от Листвянки с перелётом в сторону Улан-Удэ, направление ветров снизу и поверху нам позволяло выстроить такой маршрут. Есть предположение, что это было сделано умышленно и умышленно возможно из управления зоной Улан-Удэ. Но! Не было бы счастья, да несчастье помогло.   Мы быстренько переделали заявочку на план и сделали старт из Большого Голоустного. Наш расчет был по возможности быстрее добраться до высоты 2500м на этой высоте был нужный курс для осуществления этого перелёта.
Ну вот всё и совпало, к нам присоединился Стас Коровин пилот из Хабаровска. 12 апреля утром мы произвели взлет из поселка Большое Голоустное, северо-западное побережье Байкала. Это был прогноз на тот момент на высоте 2000 м.   Набор высоты происходил с вертикальной скоростью 2-3 м/с, судно было загружено и следили за температурой в оболочке (100-110° С). Было шесть баллонов, также у нас были личные вещи и вещи для вынужденной посадки. Провиант, топоры, лопаты, пилы, различные горелки, была тёплая одежда, если пришлось бы ночевать горах, всё необходимое, чтобы можно было пережить два-три дня в горах.
ВЗЛЁТ.«ПОЕХАЛИ»    От высоты 2700 до 3300 курс и скорость нас вполне устраивали. Полет осуществлялся в сторону Клюевки, на юго-восточном берегу Байкала.

Подходя к другому краю озера возле Клюевки, нам необходимо было принять решение. Точка невозврата. Необходимо было принять решение по расчёту топлива, скорости направлению. Производить посадку на этот берег  Байкала, либо перелетать через Хамар-Дабан, в этом случае очень хорошо помог Станислав Коровин с прибором Flytec 6040.   Станислав Коровин незамедлительно рассчитал остаток топлива, мы спокойно приняли решение лететь дальше. Единственное, что «напрягало» —  отсутствие радио связи с диспетчерами управления воздушным движением, но я знал, что в том районе где мы перелетаем отсутствовали какие-либо перелеты воздушных судов, также на другой стороне горного хребта Хамар-Дабан в долине Гусиного озера, где мы рассчитывали приземлиться находится аэродром Джида, уже не являющийся авиационной единицей.
Перелетев Хамар-Дабанский хребет, впереди у нас было ещё Гусиное озеро.      Оказалось что это озеро тоже имеет очень интересные тайны, что оно имеет сообщение с Байкалом под землёй, это было очень символично, что Байкал замкнулся не только под землёй, но и с нашей помощью. Гусиное озеро и Байкал замкнулись через воздух при нашем участии.     Расход, запас топлива нам спокойно позволял перелететь через это озеро, были очень интересные виды, красивые следы рыбаков, а также очень суровая красивая забайкальская степь. Перелетев озеро, мы произвели посадку, у нас в запасе ещё остался один полный баллон, условия безопасности были соблюдены на 100%. Нам пришлось подождать более часа команду подбора, которая застряла из-за того, что местное телевидение упало к ним «на хвост». Их долго ждали, чтобы приехать на место посадки. Но нас уже встретило местное население, как всегда приветливо и по-доброму.

Три пилота совершивших перелет:
Кабашный Вячеслав Викторович — Улан-Удэ (в середине)
Шахмиев Наиль Энзелович – Новосибирск (слева)
Коровин Станислав Владимирович – Хабаровск (справа)

     В этом перелёте, также как и в прошлом, я думаю, что трудности нам делали в центре управления воздушным движением в городе Улан-Удэ. Они стараются препятствовать всеми возможными и невозможными причинами для отказа выполнения полёта. Я общаюсь с пилотами различных компаний поскольку там товарищи работают пилотами в ГВФ. Если возникает ситуация закрытия Иркутского аэропорта из-за тумана и как запасной выбирается Улан-Удэ у диспетчеров в этом аэропорту начинается паника. Им сложно управлять при большом количестве захода на посадку воздушных судов. Они боятся, что воздухоплаватели откроют регулярные рейсы, это лично моё субъективное мнение, может быть я ошибаюсь, пусть меня кто-то поправит.
После посадки я ещё долго не мог прийти в себя и не понимал, что мы сделали, осознание только пришло на следующий день. Я как военный лётчик до сих пор понимаю тех ребят летчиков, которые иной раз говорят, что я полечу с тобой и при вопросе: «Где мы приземлимся?» Мой ответ: «Я не знаю!». Такой ответ летчиков ставит в тупик.  И они отказываются лететь на аэростате.

Но непосредственный командир воздушного судна был Вячеслав Викторович Кабашный. Я настоял, чтобы заявка шла от него, поскольку был его аэростат и зона в которой в дальнейшем придется работать касалась в первую очередь его перспективы. Планы по дальнейшим перелетам от озера Байкал, человек родился вырос и живёт в Улан-Удэ, с ним можно смело лететь, не опасаясь посадки в горах, это сильный и смелый человек, опытный охотник, надёжный товарищ и верный друг.

Автор: Шахмиев Наиль
Редактор: Иванов Дмитрий