7 февраля 2017 года российский путешественник Федор Конюхов и пилот «Аэровальса», мастер спорта по воздухоплавательному спорту Иван Меняйло предприняли попытку установить абсолютный мировой рекорд по продолжительности беспосадочного полета на тепловом аэростате без дозаправки.

Перед экипажем стояла задача – продержаться в воздухе более 51 часа без посадки и дозаправки. Им нужно было на 1% превысить предыдущий рекорд. Его установили 1 февраля 1997 года японские пилоты Мичио Канда и Хиразуки Такезава. Они перелетели из Альберты (Канада) в Монтану (США) за 50 часов 38 минут.
Рекорд японцев оставался непревзойденным 20 лет, хотя и было около 10 попыток побить его.

Российским пилотам это удалось. Абсолютный мировой рекорд был установлен. Достижение до сих пор никем не побито.

Три года подготовки и три дня полета, два пилота в воздухе и десятки людей поддержки на земле. Так коротко можно охарактеризовать мировой рекорд Федора Конюхова и Ивана Меняйло на продолжительность полета на тепловом воздушном шаре.

Мы расскажем подробнее.

НА ПУТИ К РЕКОРДУ

К абсолютному мировому рекорду шли постепенно.

Сначала был полет в марте 2015 года на 19 часов, тогда обновили рекорд России.

Затем в январе 2016 года установили мировой рекорд по продолжительности полета для тепловых аэростатов класса АХ-9 – 32 часа. Предыдущий мировой рекорд для данного класса аэростатов был поставлен в 1993 году американским пилотом Уильямом Баси и составлял 29 часов 14 минут.

Специально для экспедиции 2017 года у НПП «Русбал» был заказан шар «Бинбанк Премиум», объем оболочки которого 10 тыс. кубических метров, подъемная сила 5000 кг. На то время (вплоть до 2023 года) «Бинбанк премиум» был самым большим воздушным шаром в России.

Черный цвет аэростата тоже выбрали неслучайно. Такая оболочка в морозную ясную погоду хорошо прогревается солнечными лучами, а значит – экономит топливо.

Технической командой во главе с пилотом «Аэровальса» Антоном Моревым была создана облегченная корзина для аэростата, способная нести почти 6000 литров топлива.

К полету гондолу обтянули полиэтиленом. Благодаря этому достигался парниковый эффект, чтобы пилоты работали при более комфортной температуре.

Отметим, почти все оборудование, которое использовали пилоты в полете, было изготовлено в России.

ВЗЛЕТ

 Старт исторического полета поначалу планировали на первую половину января, но из-за неподходящих погодных условий он несколько раз откладывался.

7 февраля – день старта экспедиции – стало чуть ли не последним шансом провести полет в Центральной России в  2017 году.

Несмотря на мороз (почти -30) всю ночь накануне старта на аэродроме кипела работа: готовили к полету шар, подвозили

баллоны с газом (75 штук, 5700 литров), грузили емкости в открытую металлическую корзину, часть баллонов подвесили за борт гондолы со всех сторон. Устанавливали в корзине множество приборов и оборудование, необходимое в полете, а также для фиксации рекорда, проверяли его работу и т.д.

Планировалось, что взлет состоится в 7 утра, но из-за порывов ветра начало полёта несколько раз переносили – ждали погодного окна.

Через два часа приняли решение поднимать шар в воздух.

Воздухоплаватели взлетели в 9:03 с аэродрома Южный города Рыбинска (Ярославская область). Температура в то утро упала почти до минус 30 градусов.

Одновременно с аэростатом «Бинбанк Премиум» в небо взмыли еще несколько воздушных шаров, с которых члены экспедиционного штаба, эксперты и журналисты вели съемку и наблюдали за ходом полета.

ПЕРВЫЕ СУТКИ ПОЛЕТА

За сутки аэростат долетел до Рязанской области, примерно 500 километров. Средняя скорость полета составляла 20 километров в час.

В корзине шла непрерывная работа. Путешественники постоянно сбрасывали отработанные баллоны из-под газа. Это позволяло немного облегчить шар и экономить драгоценное топливо.

Баллоны хоть и алюминиевые, но весят порядочно. К тому же, стоимость одного баллона от 500 до 2000 евро, а использовать его можно повторно.

Пилоты старались скидывать баллоны в снег рядом с дорогами, по рации передавали координаты находящимся рядом экипажам сопровождения. К баллонам привязывали яркую ленточку, чтобы их легче было найти.

Пилоты не сидят во время полета. Они практически постоянно в движении. Поддерживают работу газовой горелки, обеспечивая нужную высоту полета или ее изменение для поправки курса, снижение аэростата для сброса баллонов.

Связь, навигация, прокладка курса, координация с наземной группой, таскание баллонов с газом из-за борта в гондолу, отключение, подключение, контроль состояния шара, техники и многое другое – вот неполный перечень работы пилотов во время полета.

Учитывая не прогулочный характер полета, возможны только короткие перерывы перевести дух, попить, перекусить. При этом спать, отдыхать просто физически не получается.

ВТОРЫЕ СУТКИ ПОЛЕТА

Днем воздухоплаватели летели на высоте 150-200 метров, порой снижаясь и вовсе до 100, так как здесь температура воздуха значительно ниже, а значит, ниже и расход топлива.

Ночью приходилось подниматься повыше – был риск задеть линии электропередач, верхушки деревьев и кресты церквей.

«У нас полет не на высоту а на продолжительность, – объяснял Федор Конюхов. – И для нас чем ниже, тем лучше. Потому что сейчас у земли холоднее. Кроме того, внизу больше кислорода, то есть горелки будут работать лучше».

В ночь на 9 февраля пришлось подняться на 420-метровую высоту. Сильный ветер разогнал аэростат до 40 километров в час, из-за этого шар обледенел, а расход топлива увеличился.

В общем, вторая ночь для путешественников выдалась бессонной. Впрочем, как вспоминал потом Иван Меняйло: «Времени на отдых в подобных экспедициях нет – от слова «совсем».

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Утро 9 февраля, когда аэростат летел в Саратовской области, было тревожным: ночью запасы топлива быстро улетучивались. А до установления рекорда нужно было продержаться в воздухе ещё несколько часов.

С шара начинали выкидывать все, что могло его хоть как-то облегчить. Каждый килограмм тянет шар вниз, а ради мирового рекорда ничего не жалко.

У трассы под Саратовым сбросили не только пустые баллоны. Фёдор Конюхов выбросил большую сумку с личными вещами и паспортом. К счастью, экипажи сопровождения были рядом и всё собрали.

Шар облетел Саратов с северо-востока и продолжил движение за Волгой над полями и начинающейся степью.

Примерно в полдень 9 февраля Конюхов и Меняйло были в воздухе уже более 51 часа – рекорд мира по продолжительности побит.

Пилотам с погодой повезло. Ушли тучи, появилось солнце!

Оно разогрело черную оболочку шара, и ещё три часа полёт продолжался с минимальным расходом газа за счёт теплого солнца.

9 февраля в 16:12, спустя 55 часов 10 минут после взлёта, шар приземлился в поля рядом с посёлком Семенной у города Красный Кут, где расположено Краснокутское летное училище гражданской авиации.

Символично, что шар «Бинбанк» совершил посадку в день Гражданской авиации рядом с полем, где 7 августа 1961 года приземлился спускаемый аппарат космонавта №2 Германа Титова после суточного полета вокруг Земли.

На месте посадки путешественников встретили представители местной власти, пресса, а потом, казалось, и весь поселок Семенной сбежался посмотреть на шар.

ПОЧЕМУ СЕЛИ? МОГЛИ ЛИ ЛЕТЕТЬ ДАЛЬШЕ?

Солнце очень помогло превысить рекордные показатели. Более того, на сэкономленном топливе можно было долететь до Казахстана, но газа не хватило бы до утра, а садиться ночью, когда можно не заметить деревья, а то и ЛЭП крайне опасно.

Кроме того, дальше в Казахстане практически не было дорог, эвакуация стала бы большой проблемой. Именно поэтому шар сел немного раньше, хотя и был в состоянии пролететь еще пару-тройку часов.

ЧТО БЫЛО С СОБОЙ

По ночам в открытой гондоле температура опускалась до -30, разгуляться там было негде – два на два метра.

Для полета путешественникам сшили специальные многослойные костюмы, в которых удобно было работать, бахилы, термобелье, а также шапки из меха полярного волка. А также суперспальники, которые пилоты даже не распаковали.

С собой воздухоплаватели взяли термосы с чаем и супом, но за первые сутки «горячее» питание закончилось. Еще день рекордсмены питались сухпайком – сухариками, сухофруктами, шоколадом.

Иван Меняйло: «В таких полетах есть не очень хочется. Не спим и не едим почти».

ПОЖЕЛАНИЯ УДАЧИ ШЛИ СО ВСЕГО МИРА

Во время полета за перемещением шара можно было следить на сайте проекта, где постоянно обновлялись координаты шара, его высота и скорость.

На сайте можно было также писать сообщения и пожелания экипажу. За время следования через специальный портал пришло более 500 сообщений и СМС, в которых люди со всей России и из-за рубежа подбадривали экипаж и желали пилотам удачи.

ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНЫ

Беспосадочный полет Федора Конюхова и Ивана Меняйло на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум», объемом 10 000 кубических метров, продолжался 55 часов 10 минут 57 секунд, что на 4 часа 32 минуту больше, чем рекорд японских аэронавтов, установленный в 1997 году.
Рекорд официально зарегистрирован FAI (Международной федерации аэронавтики).

Полет был занесен в Книгу мировых рекордов Гиннесса (Guinness World Records), получено соответствующее свидетельство.

Также пилотами установлен национальный рекорд по дальности полетов на тепловых аэростатах – 948,54 километра.

Две ночевки в полете – это тоже достижение в области пилотирования тепловых аэростатов для нашей страны.

Многие спрашивают: «В чем рекорд? Ведь Федор Конюхов летом 2016 года облетел земной шар за 11 суток, а это куда дольше, чем 55 часов».

Дело в том, что Федор Конюхов летел на шаре комбинированного типа, подъемную силу которого создавал, в первую очередь, гелий, а теплый воздух использовался для компенсации сжатия гелия ночью.

А мировой рекорд Конюхова–Меняйло установлен на тепловом аэростате.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Федор Конюхов: «Мне это нравится. Если не сделаем это мы, то кто сдвинет это с места?! России нужны молодые воздухоплаватели!».

Иван Меняйло: «Такие полеты помогают развитию воздухоплавания в России».

ПОЛЕТ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

– За двое с лишним суток аэростат преодолел около 950 километров и прошел через Ярославскую, Ивановскую, Владимирскую, Нижегородскую Рязанскую, Пензенскую, Саратовскую области и республику Мордовия.
– Предыдущий мировой рекорд, поставленный японцами Мичио Кандой и Хиразуки Такезавой, продержался 20 лет.

– На борту шара высотой с 10-этажный дом находилось 75 баллона с газом. Дозаправка летательного аппарата в воздухе правилами соревнований запрещена. По мере высвобождения баллоны сбрасывали с борта на землю.

– Кроме отработанных баллонов пилоты расстались со спальниками и ненужными вещами. Их на земле подобрали группы сопровождения.

– Скорость полета зависела от ветра – от 10 до 40 километров в час

– Наибольшая высота полета – 420 метров – была зафиксирована 9 февраля.

– Штаб полета возглавлял Оскар Конюхов – сын прославленного путешественника, работу наземной команды – Сергей Баженов, пилот клуба «Аэровальс».

СПАСИБО ВСЕМ

Любой рекорд нового времени строится не только на личном героизме участников. Это результат работы огромной команды специалистов – метеорологов, инженеров, экспертов и многих других, а также спонсоров и партнеров мероприятия.

Полет активно поддержали на земле и друзья-воздухоплаватели России. Команда воздухоплавательного клуба «Аэровальс», в числе других, занималась подготовкой и сопровождением рекордного мирового полета.

Спасибо людям и компаниям, без которых установление мирового рекорда было бы невозможным.

Ссылки на публикации:

…в процессе заполнения…

  1. РГ.ру. Федор Конюхов установил мировой рекорд, стартовав из Рыбинска.
  2. Русское географическое общество. РЕКОРДНЫЙ ПОЛЕТ ИВАНА МЕНЯЙЛО И ФЕДОРА КОНЮХОВА НА ТЕПЛОВОМ АЭРОСТАТЕ ЗАВЕРШИЛСЯ НА САРАТОВСКОЙ ЗЕМЛЕ.
  3. МосГорДрайв. Toyota Hilux: рекорд Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло.
  4. Лента.ру. А чего дома сидеть? Федор Конюхов побил державшийся 20 лет рекорд полета на воздушном шаре.
  5. МК.ру. Установить мировой рекорд Конюхову и Меняйло помогли шоколад и мороз
  6. РегнУм. Федор Конюхов побил мировой рекорд.
  7. Блокнот. Летящие на воздушном шаре Конюхов с напарником стали новыми мировыми рекордсменами
  8. Драйв2.ру. Федор Конюхов и Toyota Hilux. Три рекорда в небе.
  9. 360.ру. Как Конюхов установил абсолютный рекорд беспосадочного полета на аэростате
  10. Элси. РЕКОРДНЫЙ ПОЛЕТ ФЁДОРА КОНЮХОВА И ИВАНА МЕНЯЙЛО
  11. Рыбинский дневник. Россияне Конюхов и Меняйло побили мировой рекорд
  12. Известия. Конюхов побил рекорд РФ по продолжительности полета на аэростате
  13. РИА новости. Федор Конюхов пролетел на аэростате 51 час и побил мировой рекорд
  14. Интерфакс. Конюхов побил мировой рекорд продолжительности полета на тепловом шаре
  15. Москва 24. Федор Конюхов побил мировой рекорд по длительности полета на аэростате
  16. Правмир. Федор Конюхов и Иван Меняйло установили новый мировой рекорд
  17. Ливжурнал. На шаг ближе к стратосфере
  18. НТВ. Рекорд побит: Конюхов и Меняйло провели в небе более 55 часов
  19. Звезда. Федор Конюхов приземлился под Саратовом, установив абсолютный рекорд